Вівторок, 16.07.2019, 23:17
Вітаю Вас Гість | RSS

Уманська ЗОШ І-ІІІ ст. № 4

Категорії розділу
5 клас [1]
Інформатика 5 клас
Різне [127]
бібліотека [16]
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

ШЛЯХАМИ ПОДВИГУ І СЛАВИ НАШИХ БАТЬКІВ І ДІДІВ

null
65-летию Великой Победы

   п о с в я щ а е т с я А.Л.Головцов

О подвигах, о доблести, о любви...

Нельзя, нельзя за скоростью, за бытом, За злобой дня, подвижною, что ртуть, Считать тот узкое снятым и забытым, Людская память! Вечным стражем будь!

Михаил Львов

Детство моего поколения, поднявшегося к жизни в первые послевоенные годы, прошло в окружении и под решающим воспитательным воздействием поколения фронтового - счастливо судьбой отмеченных солдат Великой Отечественной войны, победивших и выживших, не сломившихся под чудовищными физическими и нервными нагрузками военных лет, не принизившихся в пору послевоенной психологической реабилитации.

Они вернулись из ада, где выполнили святое дело - спасли свою страну, европейские народы от германского фашизма, устроившего всемирную резню, залившего землю реками человеческой крови - чтобы доказать своё расовое превосходство, утвердить себя господами и хозяевами мира, биологически уничтожить целые народы, превратить их покорившиеся остатки в рабов.

Они, солдаты-победители, прошли все круги ада, увидели мерзкую изнанку человеческого бытия, узнали цену человеческой жизни и, пережив глубокие личные потрясения, духовно очистились и нравственно поднялись над послевоенной средой соотечественников. Пламя войны сделало их людьми сильного закала и особой духовной структуры - прямыми, честными, справедливыми, чуждыми злу, эгоизму, двурушничеству, лжи, презирающими пресмыкательство, лицемерие, подлость, зависть.

Мы стольких в землю положили, Мы столько стойких пережили, Мы столько видели всего -Уже не страшно ничего...(1)

Они задавали тон и градус общественной жизни, они служили примером, по ним равнялись, по их моральным меркам строилось институтское, школьное воспитание. В прекрасном городе срединной Украины, городе моего детства, милой и уютной Умани, такими людьми были преподаватели сельскохозяйственного института - мой отец, Леонтий Аврамович Головцов (всю войну - танкист), Иван Маркиянович Карасюк (артиллерист, защищал Москву, деблокировал Ленинград), Антонина Кузьминична Ольховская-Баркова (военная медсестра, начинала в Сталинграде), Николай Григорьевич Евстратов (моряк, защищал Севастополь), Николай Ильич Делеменчук (боевой капитан), Степан Назарович Беззубенко (офицер-фронтовик), Алексей Семёнович Андриенко (офицер-фронтовик), Иван Михайлович Павлов (Герой Советского Союза); элита школьной интеллигенции - Фёдор Иосифович Ковальчук (танкист - учитель украинского языка и литературы, школа №4), Георгий Варфоломеевич Мищенко (военный лётчик, по программе ленд-лиза перегонял через Северный полюс на фронт американские самолёты - директор школ №6, №12), Иван Александрович Герасименко (командир орудийного расчёта - директор школы №4), Василий Михайлович Цвилиховский (пехотинец - директор школы №7), Харитон Степанович Хоменко (участник Керченской операции, подполковник - выпускник двухгодичного Уманского учительского института, учитель истории школы №12)...

В их числе, ещё молодых - не старых, был и мой учитель, Василий Васильевич Романченко, - историк, завуч средней русскоязычной школы номер четыре. Из-за особенностей расписания уроков историю нашему классу читал другой педагог, и контакты мои с бравым завучем носили преимущественно воспитательный характер и завершались для меня, как правило, то вызовом родителей в школу, то выговором в личное дело, то снижением на балл-другой четвертной оценки по поведению.

Лишь много-много лет спустя, на стыке столетий, когда судьба, одной ей ведомыми путями вновь свела меня с Василием Васильевичем, общение наше стало регулярным и взаимно интересным - с обсуждением текущих событий общественно-политической жизни, с возвращением в общее школьное прошлое, с фронтовыми воспоминаниями моего прадавнего наставника. Уже первые совместные посиделки убедили меня в удивительной, возрасту не поддавшейся, ясности ума и точности суждений старого учителя, в широте его эрудиции, начитанности, в хорошем знании им классической философии, этики и эстетики.


Поразила его памятливость в изложении событий далёких военных лет, с подробностями боёв - тяжёлых отступлений, победных атак и сражений, с десятками имён-фамилий однополчан, погибших, без вести пропавших, потерявшихся на дорогах войны; с деталями фронтового быта, с анализом и оценкой особенностей человеческих чувствований и межчеловеческих отношений на войне.

Меняются цифры, стираются даты, Но в памяти вечно шагают солдаты. Стучат и стучат в головах батальоны, И сон выбивают из глаз воспалённых. (2)

Войну он, выпускник педагогического техникума, успевший год поучительствовать, начал в составе сформированной в Донбассе «Пролетарской дивизии», дрался в тяжёлых оборонительно-наступательных боях под Ростовым, летом сорок второго года выходил из тяжёлого окружения под Харьковым (после него рядового Романченко отправили на полугодовые офицерские курсы «Выстрел»), участвовал в окружении, разгроме и пленении немецко-фашистских войск под Корсунь-Шевченковским зимой-весной сорок четвёртого года.

На всём протяжении фронтового пути он, потомок украинских хлеборобов, не жалея живота своего достойно, отважно исполнял воинский долг - бил «врага ненавистного» и был отмечен за это боевыми наградами. Завершилась его боевая одиссея за Карпатскими горами, где в конце октября сорок четвёртого года последнее, самое тяжёлое ранение окончательно выбило его, возмужавшего командира пехотного батальона, из боевого строя; военная медицина выходила его -он остался в числе тех трёх процентов родившихся в двадцать третьем году фронтовиков, которые, как свидетельствует бесстрастная статистика, выжили в войне. (3)

Три года пробыл он в ужасах фронтовой круговерти, много видел и пережил, многое - как боец-защитник, боец-освободитель - сделал. Он видел смерть и увечья, безмерные страдания товарищей по оружию, мирных жителей, сожжённые города и сёла; видел, преломленные сквозь призму боевых будней, проявления высокого и низкого, доброго и злого; как сотни тысяч советских солдат, физически перенапрягался в тяжёлом, опасном фронтовом труде и, глядя смерти в глаза, переживал колоссальные моральные нагрузки, жил в состоянии непрерывного внешнего насилия над его психикой - неизменным спутником самого страшного изобретения человеческого безрассудства, войны.

Этой зимой, в феврале, в восемьдесят седьмой день рождения моего Учителя я выслушал от него очередную фронтовую новеллу и, суммировав её с ранее слышанными, с документальными комментариями и поэтическими цитатами, переложил на бумагу краткие, фрагментарные воспоминания одного из последних героев Великой Отечественной войны, Василия Васильевича Романченко. Ему - слово.

О психологии, побудительных мотивах на войне

Война не вмещается в оду, и многое в ней не для книг. Я верю, что нужен народу души откровенный дневник.

Семён Кирсанов

Моё поколение молодых фронтовиков родилось и выросло в только возникшем Советском Союзе, воспитывалось в духе идеологии нового общественного строя и в минуты опасности встало на защиту своей страны. Сознание и поведение моего поколения сформировалось под влиянием веры в мудрость руководителя государства и правильность линии партии, привычки к труду и бытовым трудностям, готовности пожертвовать собой, чувства коллективизма, желания служить в армии, воспитания выносливости и готовности к войне, стремления к учению и овладению военными специальностями, безмерно высокого патриотического настроения. Мы отличались юношеским задором, эмоциональностью, импульсивностью в поступках, категоричностью и максимализмом в суждениях. Мы были романтиками, искали идеал и стремились подражать ему, в нас были обострённое чувство справедливости, пренебрежение к опасности, стремление ксамоутверждению.

Вчера мы писали диктанты, Чертили по доскам круги, А утром уже интенданты Нам выдали сапоги. (4)

Война, с самого её начала, избавила нас от многих иллюзий, сдвинула в сознании многих из насграницы между хорошим и плохим, правильным и неправильным. С самого начала боевых


действий рассеялся, как дым, внушавшийся нам образ немецкого солдата-трудящегося - друга Советской страны. Стало ясно, что немец - это сильный противник, жестокий враг; стало ясно -чтобы защитить Родину, большую и малую, родных и близких, чтобы спастись самому, нужно убивать, убивать, убивать оккупантов - садистов и насильников.

Из директивы А.Гитлера А.Розенбергу о введении в действие Генерального плана «Ост» (23 июля 1942 г.): «Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна...образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста... Каждый образованный человек - это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью... Говоря по-военному, мы должны убивать от трёх до четырёх миллионов русских в год». (5)


Авторы цитат, ссылок: (1) - Михаил Львов, (2) - Виктор Гончаров, (3) - Е.С.Сенявская, (4), (6) - Евгений Винокуров, (5) - Максим Хрусталёв, кт.ги,




УМАНСЬКИЙ РАЙОН


Окупований фашистськими агресорами - 21 липня 1941 р.
Визволений радянськими військами - 11 березня 1944 р.
Герої Радянського Союзу, уродженці району: Черняховський Іван Данилович (с. Оксанино; Двічі Герой Радянського Союзу); Бердичевський Леонід Опанасович (м. Умань); Зеленюк Йосип Павлович (с. Кочержинці); Корчак Йосип Павлович (с. Гродзеве); Кудерський Афанасій Йович (м. Умань); Левченко Дорофій Тимофійович (с. Посухівка отримав до війни, у 1938 р); Литвинюк Федір Григорович (с. Рижівка); Лобода Тимофій Тимофійович (с. Оксанино); Пархоменко Никифор Михайлович (с. Косенька); Перевертнюк Охрім Климович (с. Степківка); Півнюк Микола Володимирович (м. Умань); Радзієвський Олексій Іванович (м. Умань; отримав після війни, у 1978 р); Садовський Юрій Володимирович (с. Кочержинці); Шиндер Арон Овсійович (м. Умань).
Загальна кількість жителів Уманщини (остарбайтери), які були вивезені до Німеччини на примусові роботи - 11026 людей.
На території району діяли: партизанські загони - партизанський загін командир (Манько Н.Г.); партизанський загін ім. Кутузова (командир Яковлєв Ф.Є.); підпільні організації та групи - Бабанська підпільна партійна організація (керівник Головченко Я.А.); Уманська підпільна патріотична група лікарів (керівник Сомов О.П.); Уманська підпільна патріотична група робітників друкарні (керівник Петров П.І. (псевдонім Чорний)); Уманська міська підпільна патріотична група (керівник Павелковський В.К.); Уманська підпільна патріотична група робітників електростанції (керівник Єршов І.О.); Уманська підпільна молодіжна група (керівник Романщак А.П.).
Загальна кількість братських могил на території району - 52.
Загальна кількість похованих у братських могилах - 1383 особи (з них відомо імен - 349, з яких увіковічено - 74 особи).
Загальна кількість братських могил на території м. Умань - 12.
Загальна кількість похованих у братських могилах у м. Умань - 68647 осіб (з них відомо імен - 382, з яких увіковічено - 344 особи).
Загальна кількість ветеранів війни, які проживають на території району (дані на 1 січня 2004 р.) - 7027 осіб.